Как создаются моторные масла: разработка, тестирование
Как создаются моторные масла: разработка, тестирование
14.08.2023
Вопросы о том, какое масло для конкретного автомобиля выбрать, и раньше жарко обсуждались на страницах многочисленных интернет-форумов.
Рынок ГСМ не стоит на месте и в России появляются новые бренды. Кто-то просто переклеивает этикетки, а кто-то занимается собственными разработками. Вопрос доверия к новым производителям остается открытым.
Еще год назад процедура подбора масла была предельно проста: марка и характеристики моторного масла прописаны компанией-производителем автомобиля, официальные региональные дилеры значатся в реестре изготовителей масла… Вот, собственно, и все, что нужно знать для покупки продукта, который гарантированно придется по душе двигателю вашего автомобиля. Сегодня на рынке, который грозил рухнуть по причине дефицита, масса предложений. На этикетках канистр красуются названия брендов, о существовании которых многие даже не слышали, но там обязательно указано, что этот продукт выпущен в полном соответствии с требованиями, например, API или ACEA. Верить или не верить этим заявлениям — дело частное, но, к сожалению, выбор нередко определяется ценой продукта. Причем, иногда цена предлагаемого моторного масла оказывается ниже, чем стоимость базового масла, которое является основным компонентом в формуле! В любом случае, приобретая тот или иной продукт важно опираться на авторитет компании-производителя, тем более, что и в России есть компании, выпускающие качественные масла и смазки. Простите за тавтологию, но масла в огонь подлил и тот факт, что сегодня производимые в России масла лишены европейских и американских допусков. Санкции, однако. На самом деле, все не так критично, начиная с достаточно условного разделения тем же Американским институтом нефти (API) базовых масел на группы: индекс вязкости больше такого-то значения, парафинов должно быть более, чем…, серы меньше такого-то значения… Базовые масла, произведенные на разных заводах и по разным технологиям, но классифицированные по одной группе, скорее всего потребуют и разной формулы пакета присадок. Таким образом, работая на локальном рынке вполне логично опираться на собственные допуски и соответствия, разработанные на базе лабораторных тестов и полевых испытаний в непосредственном контакте с моторостроителями.
Как изменится авторынок
Безусловно, будущее за электромобилями. Вопрос в том, насколько близким будет это светлое будущее. Кнопкой «ON» вопрос здесь явно не решить, а значит, переход будет плавным и не без участия гибридных систем привода. А значит, ДВС не только жив, но и «обречен» на развитие. Вместе с ним продолжатся исследования и разработки в области моторных масел. Именно так считает и глава отдела исследований и разработок представленной на российском рынке немецкой компании BIZOL. Согласно мнению разработчиков, ожидается, что гибридные силовые агрегаты будут доминировать в продажах новых автомобилей к 2040 году, и даже тогда более 80 % используемых автомобилей по-прежнему будут оснащены двигателями внутреннего сгорания. С цифрами можно поспорить, но с тенденцией трудно не согласится. Тем более, что стопроцентное использование электромобилей отнюдь не означает, что новые транспортные системы полностью избавят нас от выбросов в атмосферу окиси углерода. Выработка электроэнергии для зарядных станций, утилизация использованных батарей… В общем, не все так просто. Непросто и сегодня, при доминировании ДВС — я имею в виду обслуживание автомобилей в общем и, в частности, вопросы, связанные с выбором моторных масел.
Как разрабатываются моторные масла
Схематично все очень просто: около 90 % моторного масла составляет «база», производство которой регламентируется стандартами производителя, а остальное — присадки, которые обеспечивают продукту заданные мотористами эксплуатационные свойства. На деле все гораздо сложнее — те же самые присадки в пакете должны работать стабильно и в полном «содружестве» как минимум весь срок рекомендованного периода эксплуатации масла. Что касается самого масла, то оно должно обеспечивать самый высокий спектр характеристик.
Разработка моторных масел — это постоянная работа в зоне компромиссов. Современные ДВС, как правило, имеют маленький объем, они компакты и зазоры между движущимися деталями минимальны. Логично предположить, что в этом случае должны доминировать низковязкостные масла, которые прекрасно отработают, если автомобиль большую часть времени эксплуатируется на автомагистралях. Но в условиях рваного ритма городского движения масло с низкой вязкостью не всегда сможет обеспечить устойчивую пленку на деталях двигателя. Это одна из тех задач, которую предстояло решить разработчикам компании BIZOL.
Завод «Бизол» в Германии.
Для немцев забота об экологии — не пустой звук, а зона ответственности. Ответственности, как самих автовладельцев, так и производителей ГСМ. Поэтому нужен был продукт, который бы соответствовал экологическим требованиям, но не убирал на второй план защиту двигателя, ведь это взаимосвязанные вещи — чистый двигатель меньше расходует топлива, выделяет меньше углекислого газа и меньше загрязнят атмосферу. Лучше и дольше работает.
Проверка масла на износ длительным трением. Самый эффективный способ оценки качества получившегося продукта.
Так, сначала в Германии, а затем и у нас появилась линейка полностью синтетических моторных масел Green Oil+. Само название говорит о предназначении этого продукта. «Green» отсылает к экологической составляющей — чем ниже коэффициент трения в движущихся деталях двигателя, тем выше его топливная экономичность, а значит и меньше выбросов в атмосферу вредных веществ.
Для российских автолюбителей забота об окружающей среде пока вторична, а вот положительное влияние моторного масла на защиту двигателя весьма важно. Неудивительно — стоимость ремонта при выходе двигателя из строя может превысить 70 % от цены самого мотора, а вовремя выявленные проблемы могут ограничится всего пятью процентами от цены агрегата. И здесь самое время вернуться к критериям выбора производителя моторных масел. Так, компания BIZOL располагает всем необходимым комплексом для разработки и производства продуктов автохимии и опытнейшим инженерно-техническим составом. Что касается моторного масла BIZOL Green Oil+, рекомендованного для эксплуатации в городских условиях, для машин с системами Start/Stop и для гибридных автомобилей, то здесь инженеры компании обеспечили необходимый компромисс характеристик — запатентованные технологии Comb LubriBoost и Oxshield с гелеобразующими присадками, способствующими двукратному увеличению прочности масляной пленки, предотвращают ее разрушение при любых условиях движения, делая этот продукт в применении достаточно универсальным.
Работа технологии Comb LubriBoost с защитным гелем снижает трение.
Сравнение противоизносных характеристик масла BIZOL с другими.
Об успешности решения этих задач говорит сертификация BIZOL Европейской системой управления качеством смазочных материалов для двигателей (EELQMS) за свою приверженность разработке и производству смазочных материалов для двигателей в соответствии с европейскими стандартами качества ACEA.
Все разговоры о том, что все масла льют из одной бочки актуальны, разве что для базового масла. Производителей «базы» действительно не так много. Но отличают масла друг от друга присадки и технологии, которые заложены в них. Они и наделяют моторные масла уникальными свойствами, которые отличают эффективность масел, из-за которых на одних маслах моторы стучат, а на других шепчут. Производители, которые хотят задержаться на рынке не на один год и дорожат репутацией бренда, под которым выпускается масло или другая автохимия, придерживаются идеи собственных разработок, с привлечением лучших научно-технических специалистов и созданием собственных лабораторий. Результат, который получается у BIZOL с ведущими научно-техническими сотрудниками, участвующих, в разработке формул — хороший пример такой работы.
Продолжая работу с bizol-oil.ru, вы подтверждаете использование сайтом cookies вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис на основе ваших предпочтений и интересов.