Форум
Форум

На что влияет щелочное число масла? Почему в Германии это ключевой показатель в допусках

16.09.2024
Принято считать, что чем выше щелочное число, тем лучше моющие/нейтрализующие свойства масла. Однако, гнаться только за его показателем не стоит. Как щелочное число масла влияет на работу двигателя разобрали в нашей статье.
Вам доводилось жарить картошку на подгоревшем или прогорклом масле? Это же форменная порча хорошего продукта субстанцией, утратившей свои полезные свойства и превратившейся в яд! С моторными маслами все обстоит ровно таким же образом. В работающем ДВС моторное масло постоянно подвергается воздействию высокого давления и перепаду температур да к тому же, оказавшись вне герметичной канистры, взаимодействуют с мощным окислителем — кислородом, не говоря уже о химически активных компонентах сгорающего топлива. И если топливо оказалось низкого качества (с высоким содержанием серы) или топливная система работает не корректно, то продукты «неполного сгорания» топлива, попадают в масляную систему и ускоряют процесс старения и окисления масла. Под этим натиском даже в синтетических маслах, обладающих повышенной стабильностью, образуются различные окислы. Большая их часть не разрушает детали двигателя, но, оседая на них в виде шлама, ухудшает отвод тепла, а это уже повышает риск перегрева, особенно если ДВС в жару приходится часто работать при повышенных нагрузках. Сверхтвердые окислы, напротив, работают как абразив, но есть и химически активные, которые вызывают коррозию и "съедают" резиновые уплотнители.

d1686f9s-1920.jpg

Осадок в виде шлама забивает маслопроводящие каналы, лишая мотор смазки

Особенно сложно моторным маслам сохранять свои качества в дизелях с их повышенными температурами и давлением в камере сгорания, да и содержание серы в солярке куда выше, чем в бензине. Сера недаром ассоциируется с адскими силами: в "топке" ДВС при контакте с имеющейся в атмосферном воздухе влагой она превращается в серную и сернистую кислоты. А ведь дизели, в силу особенностей сгорания в них топлива, генерируют еще и немалое количество окислов азота, являющихся базой для образования азотной и азотистой кислоты. Получается коктейль, от употребления которого двигатель на тяжелом топливе легко получит "гастрит", а то и что похуже.

Словом, дизели, несмотря на свою экономичность, остались бы экзотикой в легковом сегменте из-за малого ресурса, но в той же Германии, где хорошо умеют считать деньги, примерно каждая третья легковушка из 46-миллионного парка оснащается ДВС на тяжелом топливе. Все дело в том, что на кислотную отраву найден действенный антидот – гидроксид калия, КОН. Это щелочное соединение не только нейтрализует кислоты, но и дробит составляющие шлама на мелкие частицы, не позволяя создать стойкий налет, и способствует их вымыванию в масляный фильтр. Его показатель обозначается аббревиатурой TBN ( Total Base Number) этот показатель характеризует щелочную среду способную нейтрализовать кислоты, образующиеся в двигателе при сгорании топлива. 

Принято считать, что чем выше щелочное число, тем лучше моющие/нейтрализующие свойства масла. Однако, щелочное число снижается не линейно. На его падение влияют многие факторы. Когда вы только залили свежее масло в двигатель и дали ему поработать, щелочное число резко падает ввиду из-за смешивания с окисленным, несливаемым остатком масла в картере и на деталях двигателя. Оставшееся щелочное число падает медленно и постепенно практически на всем межсервисном интервале.  По мере работы моторного масла в двигателе начинает увеличиваться общее кислотное число TAN (Total Acid Number). Его рост говорит о выработке. Маслу более нечем нейтрализовать кислоты в двигателе, и мы видим активный рост кислотной среды. Основной щелочной потенциал масла истрачен. Щелочное число в масле нам дают специальные присадки — щелочные бустеры. В маслах BIZOL используются качественные щелочные бустеры с отличными показателями и стойкостью даже при работе в жестких условиях.

TBN.jpg

Количество миллиграммов КОН на грамм моторного масла – та величина, которую у нас принято называть щелочным числом. В самом общем виде ситуация выглядит так: чем выше TBN, тем дольше моторное масло способно противостоять натиску кислот, образованию шлама, и тем больше интервалы замены лубриканта. Но это лишь в самом общем виде. На деле имеется масса нюансов. Современные высоконагруженные ДВС, да к тому же обвешанные хитроумными нейтрализаторами выхлопных газов, – большие привереды. Таким двигателям точно придется не по вкусу то, что повышенное щелочное число при сгорании масла оборачивается усиленным образованием золы, которая забивает соты катализаторов и сажевых фильтров.

2194029s-960.jpg

Соты катализатора покрываются нагаром и забиваются, если в масле нет добавок, снижающих зольность

Уже только поэтому с введением все более строгих экологических нормативов представления об оптимальном TBN изменились. Для бензиновых моторов этот показатель сегодня равен 7-8 мгКОН/г вместо 8-9 мгКОН/г, для возрастных дизельных без сажевого фильтра, и работающих на низкокачественном топливе, – от 10 до 12 мгКОН/г вместо 11-14 мгКОН/г, тогда как для дизельных моторов нового поколения – от 6 до 9 мгКОН/г. Скажем, у дизельного масла Elf Evolution Full-Tech FE 5W-30,  которое обожают владельцы Renault Duster с 1,5-литровыми dCi, TBN равно 7,4 мгКОН/г.

Информацию о щелочном числе можно видеть на тыльной стороне канистры с моторным маслом, но часто не в абсолютных величинах, а в виде указания на стандарт АСЕА, Европейской ассоциации автопроизводителей. Именно эта классификация является наиболее точной и строгой в отношении TBN, хотя бы просто потому, что спецификации API, Американского института нефти, заточены прежде всего под бензиновые ДВС, доминирующие на рынке США. В системе координат АСЕА моторные масла по результатам лабораторных исследований делятся на: 

·       Полнозольные с обозначениями А1/В1, А3/В3, А3/В4, А5/В5;

·       Среднезольные с обозначениями С2, С3;

·       Малозольные с обозначениями С1, С4 С5, С6.

IMG_0634__.JPG

Маркировка АСЕА указывается на этикетке рядом с допусками


Первые предназначены для ДВС-старичков, тогда как вторая и третья группы для двигателей современных моделей. А им подавай масла с целым букетом разнообразных присадок. Проблема в том, что с ними у TBN очень непростые отношения. В значимых количествах присадки снижают щелочное число, особенно если лубрикант имеет недорогую минеральную базу. В этих маслах высокое TBN говорит об экономии на других важных присадках. Дело дополнительно осложняется тем, что поднять щелочное число проще всего с помощью увеличения содержания таких веществ, как сульфонаты, но они же снижают моющую способность масла и действуют не адресно на наиболее сильные кислоты, а на их менее активные разновидности. Результат — перегруженный щелочной барьер быстро рушится. И тем быстрее, чем ниже качество базового масла и топлива, а также чем чаще ДВС приходится работать в тяжелых условиях. Это не только высокие нагрузки, но и толкотня в пробках, морозы или жара. Как только TBN сократится вполовину, деградация масла и износ двигателя начнут расти в геометрической прогрессии.

Несложно понять, что создание сбалансированной рецептуры современных моторных масел, да еще по разумной цене – дело крайне непростое, требующее от разработчиков высочайшей квалификации. Основными держателями подобных технологий, традиционно остаются немцы. Собственный НИИ немецкой компании BIZOL, за более чем 20 летнюю историю разработал и улучшил не одну подобную технологию. В результате стойкость присадок к выработке позволяет эксплуатировать автомобили даже в тяжелых условиях. Обычно в гражданских маслах щелочное число находится в диапазоне от 5 до 12 мг.КОН на 1г. Щелочное число масел BIZOL приближено к максимальному значению.

С момента образования в 1998 году инженеры работали по техзаданиям, в частности, таких грандов автомобильной отрасли, как концерны BMW, Daimler, Volkswagen. Их ДВС – настоящее произведение инженерного искусства, и моторное масло выполняет тут не только свою прямую функцию снижения трения, но приводит в действие фазовращатели на впуске и выпуске, используется в механизмах регулировки подъема клапанов, не говоря уже о гидрокомпенсаторах их зазоров, а также системах принудительного охлаждения поршней. Соответственно, требования к качеству лубрикантов особые, и их производство на заводе BIZOL в Германии ведется в строгом соответствии с нормами DIN EN ISO 9001:2008, а также согласно экологическим сертификациям DIN EN ISO 14001:2005.

klein_Plus-Punkte_Startseite_Bild-4_klein_05.jpg

Корпус НИИ BIZOL в Берлине

Непосредственная связь с автопроизводителями не оставила BIZOL иного выбора, как оперативно откликаться на меняющиеся реалии в отрасли, идет ли речь об ужесточении экологических нормативов, появлении гибридов, увеличении нагрузки на силовые агрегаты в связи с "уплотнением" трафика и распространением систем Start-Stop или обострении проблемы LSPI, преждевременного воспламенения рабочей смеси на низких оборотах у новомодных прямовпрысковых турбомоторов с малым рабочим объемом.

IMG_0634.JPG

BIZOL Green Oil разработано специально для двигателей, работающих часто плавающем диапазоне оборотов: городская эксплуатация, гибриды, нагруженные моторы

В результате, в моторных маслах BIZOL стабильно высокое качество прочно соединено с инновациями, что по достоинству оценили покупатели в более чем 20 странах. Понятно почему EUROLUB GmbH, крупнейший производитель моторных масел в Германии, в конце минувшего мая решил включить BIZOL в свою орбиту. Дополнительным аргументом в пользу такого решения стало и наличие в линейке BIZOL помимо моторных и трансмиссионных масел эксплуатационных жидкостей, в том числе антифризов, работающих в широком диапазоне температур и обладающих отличной совместимостью с уплотнителями, а также устойчивой к высоким нагрузкам тормозной жидкости. EUROLUB GmbH с помощью BIZOL закрыл сегмент сервисной автохимии, которой раньше не было. Речь идет об удобных в использовании присадках, повышающих ресурс и производительность ДВС, и технических спреях для очистки, смазки и устранения заклинивания деталей.

IMG_20240910_143849_659.jpg

BIZOL представлен на стенде Eurolub на выставке Automechanika Frankfurt 2024, как новый бренд компании.

Хорошая новость заключается в том, что весь этот ассортимент – официально, без всяких "кривых" схем параллельного импорта – теперь доступен и в нашей стране. Среди прочего, это означает, что нашим автовладельцам не придется ломать голову над выбором моторного масла, сочетающего в себе продуманный пакет высокотехнологичных присадок с оптимальным щелочным числом. Ценность такого продукта сложно переоценить. Проведенные исследования показывают, что затраты на ремонт после выхода из строя ДВС превышает 65% от его стоимости, тогда как своевременная профилактика недугов с использованием инновационных продуктов BIZOL сокращает эту величину до 5%.

Резюмируя, отметим, что кроме допусков стоит учитывать щелочное число масла, как это делают немецкие автовладельцы, так как оно влияет на чистоту двигателя изнутри. Но прежде всего не забывайте про своевременное обслуживание автомобиля, соблюдение рекомендаций по октановому числу в топливе, выбирайте проверенные заправки и используйте масло с рекомендуемыми параметрами вязкости и допусков, тогда двигатель прослужит дольше, а все работы сведутся к плановым Т.О. 


Возврат к списку